Князь Расуль Ягудин Полёт к Бетельгейзе
Добавлено: 23 дек 2015, 10:26
Князь Расуль Ягудин
Полёт к Бетельгейзе
Халиль? А он что – всё танцует?
А как ты думаешь?
из разговора, произошедшего в действительности.
Халиль Ишбердин смотрел в меня с телеэкрана напряжёнными глазами, и по его правому виску медленно стекала струйка пота. Зрачки глаз были жутко расширены, как у сумасшедшей кошки. “Господи, ширяется он что ли?” – подумалось мне тогда. Он что-то говорил, и получалась у него, как всегда, ахинея – он пытался кратко, доходчиво и ярко рассказать о событиях, произошедших с ним и его танцевальным коллективом в последнее время, он напрягал все силы, стараясь выразить то, что рвало его душу и мозг. Получалось бледно, невыразительно, косноязычно, малоинформативно и, главное, непонятно, получалась, окровенно говоря, чушь, господи, этот Халиль никогда не умел говорить. Но главную информацию он до зрителя всё-таки довёл фразой “Я уволен с этого коллектива” ( почему “с этого”, а не “из этого”, хм?) и фразой “Я не могу” с предательски задрожавшим голосом. И он пошёл от камеры в глубину сцены, привычно удерживая осанку опытного потомственного танцора. Танцора, только на моих глазах протанцевавшего более 25 лет. Именно столько я его знаю.
Откровенно говоря, я всегда считал его придурком. Он был тогда, в 1975 году, эдаким мажорчиком из семьи обласканных всем и вся выездных исполнителей башкирского народного танца, объездивших в этом качестве весь мир. Всегда упитанный, всегда прикинутый в крутые фирменные (настоящие фирменные, а не китайско-турецкие, как сейчас) шмотки, он входил, так сказать, в элиту нашего класса, да и всей школы, пожалуй. Его, далеко не красавца, баловали своим вниманием девочки из старших классов, перед ним, далеко не отличником, бегали на цыпочках учителя, завучи и прочие абрамовичи, именно по этой совокупности причин я и считал его никчёмным придурком, совершенно напрасно произведённым на свет – как и все остальные мажорчики. По отношению ко всем остальным мажорчикам, которых я повидал в жизни чёртову прорву, определение “придурки” и сейчас, по прошествии более чем четверти века, подходит вполне. Они жрут, блудят и всё имеют, зачем им творить, терзая собственную душу? вот они и жрут, вот они и блудят, бесполезно переводя общественный кислород. У Халиля тоже с детства было всё, и то, что он не стал одним из мажорчиков-придурков, я не могу объяснить ничем, кроме божьей воли и человеческой воли его самого.
Был, кстати, уже и тогда, в середине семидесятых, эпизод, после которого я уже тогда перестал даже в мыслях именовать его придурком, уже как-то не поворачивался язык – однажды случился очередной школьный концерт, где Халиль и ещё несколько пацанов должны были исполнить танец башкирских конников, четверо их, по-моему, было. Исполняли они этот танец уже не раз, традиционно срывая заслуженные аплодисменты, ничего экстремального в этой ситуации не было, если не считать крохотного нюанса – в этот раз остальные пацаны куда-то делись. Концерт шёл, минута выхода на сцену неумолимо приближалась, как ни старался её отодвинуть конферансье, и ни у кого из бывших в курсе проблемы, как педагогов, так и их подопечных, вскоре не осталось сомнений в том, что номер будет сорван, и никто бы за это Халиля не осудил, даже я. А и правда, какого хрена, никого же нет, Халиль, он чё, блин, крайний что ли, нашли, блин, рыжего, за всю танцевальную группу, весь минпрос и весь минкульт Башкирии тут, короче, на сцене лажаться. Халиль мою телепатию не расслышал, а если расслышал, то полностью на неё наплевал. Грянула музыка танца башкирских конников, и он, башкирский конник, без малейшей заминки и малейшего сомнения вышел на сцену. Один. Смущение окружающих было неописуемым, все потупили очи долу, обычных в таких случаях аплодисментов посреди номера не было совсем, после танца аплодисменты были крайне скудные, окровенно говоря, никто не смотрел на сцену. Но башкирский конник всё равно станцевал свой танец. От первого до последнего па. Станцевал плохо и без привычного задора, но главное было сделано – артист не покинул свой пост. Вряд ли он осознавал тогда всю важность своего поступка и всю остроту момента, вряд ли понимал, насколько важно было в тот момент пройти через огонь и рёв сцены, вряд ли он смог бы сформулировать своё решение в словах или объяснить каким-либо образом свою позицию – он никогда не был мастер трепать языком. Но интуитивно, подсознательно он чувствовал и понимал, что ситуацию надо спасать, и тогда душа и воля настоящего артиста толкнули его в огонь, в музыку, в ритм, в ошеломляющую красоту башкирского танца – и он перешагнул через унижение и боль, которые лишь под конец выразились в тяжёлом вздохе и вялом движении руки, дескать, а-а-а-а, не получилось – непрофессионально, конечно, но ведь он тогда ещё и не был профессионалом, он стал им позже, а в тот момент он был обычным пацаном, игравшим, кстати, в футбол и дравшимся намного лучше меня.
Прошло более двадцати пяти лет, прежде чем я впервые увидел его подавленным – именно когда он сказал вот это “Я не могу”, и впервые повернувшись к зрителю спиной, пошёл в противоположном направлении – вновь, как двадцать пять лет назад, один на сцене, но теперь - уходящий во мглу.
Я не оставил этот момент без внимания, я ходил, я бродил, я вынюхивал, я расспрашивал людей и одноклассников, и, наконец, понял то, что с самого начала было очевидным – никто не знает о Халиле Ишбердине больше меня. Серьёзной, объективной информацией располагал только я, а всё, что я узнал от прочих, сводилось к какой-то белиберде – то ли Халиль пьёт, то ли он не пьёт, то ли он ширяется, а может, балуется кокаином, то ли нет, то ли он заслуженный артист то ли Башкирии, то ли России, то ли он народный артист то ли Башкирии, то ли России, и, самое главное, то ли он сейчас танцует, то ли нет…
Да танцует он, танцует, господа хорошие, уж это-то я, как сейчас говорят, стопудово могу утверждать, он всё танцует, он по-прежнему там, где огонь.
Именно это было самым ужасным – оказывается, никто, кроме меня, не наблюдал за творчеством Халиля Ишбердина после того, как он десяток лет назад отвалил в Стерлитамак.
Пфе, Стерлитамак, терпеть не могу этот город, Халиль, я думаю, тоже – у него всё-таки артистическая душа. Но Стерлитамак дал ему то, чего Уфа не давала – карт-бланш. Возможность творить без оглядки на что бы то ни было, даже на затаённые ухмылки , в том числе на мою затаённую ухмылку – Халиль, хе, он натворит, мать вашу. А тут ещё случилось перед отъездом интервью по телевизору, где Халиль по своему обыкновению порол какую-то чушь… которая мне почему-то вдруг не показалась чушью – просто косноязычный он, говорить не умеет, а потому говорит редко, а по этой причине не имеет практики, а значит возможности научиться молоть языком, как другие, - не сложная же, в принципе, наука ( в Госдуму бы его – он, молчаливый депутат, стал бы её подлинным украшением). Говорил он в том телеинтервью, как всегда, дубово, но глубинный, затаённый смысл его слов совсем не был дубовым, он отражал долгий и напряжённый творческий поиск, бессонные ночи, свинцово отягощённые грузом дум… “Мы набираем людей, которые раньше не танцевали” – даже по этой фразе можно было понять всё – он стремился создать что-то принципиально новое, и более всего был озабочен тем, чтобы отжившие своё догматические формальные и содержательные категории танца не повисли гирями на ногах и душах его танцоров. (Господи, если б он при этом ещё не повторял поминутно своё дурацкое “во-о-о-от”).
Потом был долгий перерыв, и никто за пределом узкого круга страшно далёких от народа эстетов ничего о Халиле Ишбердине не слышал. Не знаю, как там другие – одноклассники, друзья, возможно, кто-то был в курсе всех событий, плыл в том же потоке истории, что и Халиль, поэтому, возможно, не осознал в полной мере того, что ему удалось сделать, я могу отвечать только за себя – в мою же жизнь Халиль Ишбердин через долгие годы вернулся бомбовым взрывом. Бомбовым взрывом божественной, как северное сияние, красоты.
Вернее, поначалу тоже была какая-то ерунда – по зимней деревне шли девчата (рука не поднимается писать “девочки” или, например, “девки”), навстречу им попалась компания молодых ребят, девчата сразу стали прихорашиваться… “Тьфу!” – подумал я и повернулся к пиву передом, а к телевизору – задом. Потом пошла башкирская танцевальная музыка. Самая что ни на есть обычная, самая что ни на есть башкирская танцевальная, я бы сказал, классическая, многократно доселе слышанная башкирская танцевальная музыка, но на сей раз она была какой-то … другой. Она была до боли знакомой, но теперь в ней было что-то ещё, она была как-будто… как-будто её сделали громче. Кстати, бог его знает, может, и правда, в этом был весь секрет. Но в тот момент я об этом не подумал, музыка бушевала, как ураган, и я физически ощутил, как у меня на спине волоски вдоль позвоночника начали топорщиться, поднимаясь дыбом, как у волка, изготовившегося к смертельному бою. И я оглянулся в экран. Они танцевали! Танцевали – что за дурацкое слово, это было больше похоже действительно на взрыв, какой-то необычайный, ошеломляющий, поражающий неописуемой красотой перманентный взрыв новой формации. Вот круг танцоров сомкнулся, вот он снова распался, вот какой-то остроносый, долговязый, усатый хрен взлетел над сценой, не подпрыгнув, не оттолкнувшись, даже не пошевелив ногами, буквально – взлетел, вот кто-то ещё оказался в фокусе – боковой мах, вертушка, стремительный круг вокруг сцены длинными стелющимися прыжками с полным оборотом после каждого прыжка – и всё это под непрекращающуюся, бешеную, громовую чечётку, исполняемую в несколько миллиардов молодых ног – куда там современному степу…
В тот момент я ещё не знал, кто это такие. Но затем в титрах мелькнуло “Стерлитамак…”, и всё сразу стало ясным – ну кто ещё в этом провинциальном, сугубо промышленном городе мог отколоть такой номер – создать на голом месте настоящее высокое искусство, конечно же, только Халиль.
Полёт к Бетельгейзе
Халиль? А он что – всё танцует?
А как ты думаешь?
из разговора, произошедшего в действительности.
Халиль Ишбердин смотрел в меня с телеэкрана напряжёнными глазами, и по его правому виску медленно стекала струйка пота. Зрачки глаз были жутко расширены, как у сумасшедшей кошки. “Господи, ширяется он что ли?” – подумалось мне тогда. Он что-то говорил, и получалась у него, как всегда, ахинея – он пытался кратко, доходчиво и ярко рассказать о событиях, произошедших с ним и его танцевальным коллективом в последнее время, он напрягал все силы, стараясь выразить то, что рвало его душу и мозг. Получалось бледно, невыразительно, косноязычно, малоинформативно и, главное, непонятно, получалась, окровенно говоря, чушь, господи, этот Халиль никогда не умел говорить. Но главную информацию он до зрителя всё-таки довёл фразой “Я уволен с этого коллектива” ( почему “с этого”, а не “из этого”, хм?) и фразой “Я не могу” с предательски задрожавшим голосом. И он пошёл от камеры в глубину сцены, привычно удерживая осанку опытного потомственного танцора. Танцора, только на моих глазах протанцевавшего более 25 лет. Именно столько я его знаю.
Откровенно говоря, я всегда считал его придурком. Он был тогда, в 1975 году, эдаким мажорчиком из семьи обласканных всем и вся выездных исполнителей башкирского народного танца, объездивших в этом качестве весь мир. Всегда упитанный, всегда прикинутый в крутые фирменные (настоящие фирменные, а не китайско-турецкие, как сейчас) шмотки, он входил, так сказать, в элиту нашего класса, да и всей школы, пожалуй. Его, далеко не красавца, баловали своим вниманием девочки из старших классов, перед ним, далеко не отличником, бегали на цыпочках учителя, завучи и прочие абрамовичи, именно по этой совокупности причин я и считал его никчёмным придурком, совершенно напрасно произведённым на свет – как и все остальные мажорчики. По отношению ко всем остальным мажорчикам, которых я повидал в жизни чёртову прорву, определение “придурки” и сейчас, по прошествии более чем четверти века, подходит вполне. Они жрут, блудят и всё имеют, зачем им творить, терзая собственную душу? вот они и жрут, вот они и блудят, бесполезно переводя общественный кислород. У Халиля тоже с детства было всё, и то, что он не стал одним из мажорчиков-придурков, я не могу объяснить ничем, кроме божьей воли и человеческой воли его самого.
Был, кстати, уже и тогда, в середине семидесятых, эпизод, после которого я уже тогда перестал даже в мыслях именовать его придурком, уже как-то не поворачивался язык – однажды случился очередной школьный концерт, где Халиль и ещё несколько пацанов должны были исполнить танец башкирских конников, четверо их, по-моему, было. Исполняли они этот танец уже не раз, традиционно срывая заслуженные аплодисменты, ничего экстремального в этой ситуации не было, если не считать крохотного нюанса – в этот раз остальные пацаны куда-то делись. Концерт шёл, минута выхода на сцену неумолимо приближалась, как ни старался её отодвинуть конферансье, и ни у кого из бывших в курсе проблемы, как педагогов, так и их подопечных, вскоре не осталось сомнений в том, что номер будет сорван, и никто бы за это Халиля не осудил, даже я. А и правда, какого хрена, никого же нет, Халиль, он чё, блин, крайний что ли, нашли, блин, рыжего, за всю танцевальную группу, весь минпрос и весь минкульт Башкирии тут, короче, на сцене лажаться. Халиль мою телепатию не расслышал, а если расслышал, то полностью на неё наплевал. Грянула музыка танца башкирских конников, и он, башкирский конник, без малейшей заминки и малейшего сомнения вышел на сцену. Один. Смущение окружающих было неописуемым, все потупили очи долу, обычных в таких случаях аплодисментов посреди номера не было совсем, после танца аплодисменты были крайне скудные, окровенно говоря, никто не смотрел на сцену. Но башкирский конник всё равно станцевал свой танец. От первого до последнего па. Станцевал плохо и без привычного задора, но главное было сделано – артист не покинул свой пост. Вряд ли он осознавал тогда всю важность своего поступка и всю остроту момента, вряд ли понимал, насколько важно было в тот момент пройти через огонь и рёв сцены, вряд ли он смог бы сформулировать своё решение в словах или объяснить каким-либо образом свою позицию – он никогда не был мастер трепать языком. Но интуитивно, подсознательно он чувствовал и понимал, что ситуацию надо спасать, и тогда душа и воля настоящего артиста толкнули его в огонь, в музыку, в ритм, в ошеломляющую красоту башкирского танца – и он перешагнул через унижение и боль, которые лишь под конец выразились в тяжёлом вздохе и вялом движении руки, дескать, а-а-а-а, не получилось – непрофессионально, конечно, но ведь он тогда ещё и не был профессионалом, он стал им позже, а в тот момент он был обычным пацаном, игравшим, кстати, в футбол и дравшимся намного лучше меня.
Прошло более двадцати пяти лет, прежде чем я впервые увидел его подавленным – именно когда он сказал вот это “Я не могу”, и впервые повернувшись к зрителю спиной, пошёл в противоположном направлении – вновь, как двадцать пять лет назад, один на сцене, но теперь - уходящий во мглу.
Я не оставил этот момент без внимания, я ходил, я бродил, я вынюхивал, я расспрашивал людей и одноклассников, и, наконец, понял то, что с самого начала было очевидным – никто не знает о Халиле Ишбердине больше меня. Серьёзной, объективной информацией располагал только я, а всё, что я узнал от прочих, сводилось к какой-то белиберде – то ли Халиль пьёт, то ли он не пьёт, то ли он ширяется, а может, балуется кокаином, то ли нет, то ли он заслуженный артист то ли Башкирии, то ли России, то ли он народный артист то ли Башкирии, то ли России, и, самое главное, то ли он сейчас танцует, то ли нет…
Да танцует он, танцует, господа хорошие, уж это-то я, как сейчас говорят, стопудово могу утверждать, он всё танцует, он по-прежнему там, где огонь.
Именно это было самым ужасным – оказывается, никто, кроме меня, не наблюдал за творчеством Халиля Ишбердина после того, как он десяток лет назад отвалил в Стерлитамак.
Пфе, Стерлитамак, терпеть не могу этот город, Халиль, я думаю, тоже – у него всё-таки артистическая душа. Но Стерлитамак дал ему то, чего Уфа не давала – карт-бланш. Возможность творить без оглядки на что бы то ни было, даже на затаённые ухмылки , в том числе на мою затаённую ухмылку – Халиль, хе, он натворит, мать вашу. А тут ещё случилось перед отъездом интервью по телевизору, где Халиль по своему обыкновению порол какую-то чушь… которая мне почему-то вдруг не показалась чушью – просто косноязычный он, говорить не умеет, а потому говорит редко, а по этой причине не имеет практики, а значит возможности научиться молоть языком, как другие, - не сложная же, в принципе, наука ( в Госдуму бы его – он, молчаливый депутат, стал бы её подлинным украшением). Говорил он в том телеинтервью, как всегда, дубово, но глубинный, затаённый смысл его слов совсем не был дубовым, он отражал долгий и напряжённый творческий поиск, бессонные ночи, свинцово отягощённые грузом дум… “Мы набираем людей, которые раньше не танцевали” – даже по этой фразе можно было понять всё – он стремился создать что-то принципиально новое, и более всего был озабочен тем, чтобы отжившие своё догматические формальные и содержательные категории танца не повисли гирями на ногах и душах его танцоров. (Господи, если б он при этом ещё не повторял поминутно своё дурацкое “во-о-о-от”).
Потом был долгий перерыв, и никто за пределом узкого круга страшно далёких от народа эстетов ничего о Халиле Ишбердине не слышал. Не знаю, как там другие – одноклассники, друзья, возможно, кто-то был в курсе всех событий, плыл в том же потоке истории, что и Халиль, поэтому, возможно, не осознал в полной мере того, что ему удалось сделать, я могу отвечать только за себя – в мою же жизнь Халиль Ишбердин через долгие годы вернулся бомбовым взрывом. Бомбовым взрывом божественной, как северное сияние, красоты.
Вернее, поначалу тоже была какая-то ерунда – по зимней деревне шли девчата (рука не поднимается писать “девочки” или, например, “девки”), навстречу им попалась компания молодых ребят, девчата сразу стали прихорашиваться… “Тьфу!” – подумал я и повернулся к пиву передом, а к телевизору – задом. Потом пошла башкирская танцевальная музыка. Самая что ни на есть обычная, самая что ни на есть башкирская танцевальная, я бы сказал, классическая, многократно доселе слышанная башкирская танцевальная музыка, но на сей раз она была какой-то … другой. Она была до боли знакомой, но теперь в ней было что-то ещё, она была как-будто… как-будто её сделали громче. Кстати, бог его знает, может, и правда, в этом был весь секрет. Но в тот момент я об этом не подумал, музыка бушевала, как ураган, и я физически ощутил, как у меня на спине волоски вдоль позвоночника начали топорщиться, поднимаясь дыбом, как у волка, изготовившегося к смертельному бою. И я оглянулся в экран. Они танцевали! Танцевали – что за дурацкое слово, это было больше похоже действительно на взрыв, какой-то необычайный, ошеломляющий, поражающий неописуемой красотой перманентный взрыв новой формации. Вот круг танцоров сомкнулся, вот он снова распался, вот какой-то остроносый, долговязый, усатый хрен взлетел над сценой, не подпрыгнув, не оттолкнувшись, даже не пошевелив ногами, буквально – взлетел, вот кто-то ещё оказался в фокусе – боковой мах, вертушка, стремительный круг вокруг сцены длинными стелющимися прыжками с полным оборотом после каждого прыжка – и всё это под непрекращающуюся, бешеную, громовую чечётку, исполняемую в несколько миллиардов молодых ног – куда там современному степу…
В тот момент я ещё не знал, кто это такие. Но затем в титрах мелькнуло “Стерлитамак…”, и всё сразу стало ясным – ну кто ещё в этом провинциальном, сугубо промышленном городе мог отколоть такой номер – создать на голом месте настоящее высокое искусство, конечно же, только Халиль.