Чувственная математика
Добавлено: 19 апр 2013, 10:07
В Москве и Питере в апреле начнется показ фильма "Чувственная математика". Шесть героев, выдающихся математиков будут пытаться объяснить математику через шесть чувств - вкус, зрение, обоняние, осязание, слух и чувство равновесия.
«Вкус» достался французу, лауреату высшей математической премии - медали Филдса, - Седрику Виллани. Чего стоит одна его фраза: «Математика как салат, в котором осталось самое невкусное: яйца, носы, копыта, рыбий жир»…
«Зрение» досталось одиозному академику (математику-историку) Анатолию Фоменко. Фоменко известен тем, что занимается математической живописью. «Это – фото математического мира, помогающее для объяснения студентам сложных конструкций. Я проник в этот мир и изнутри его «фотографирую».
Про обоняние рассуждал Ади Ранган, молодой ассистент-профессор Института Куранта Нью-Йоркского университета. Он ищет формулу обоняния, пытаясь понять, как фруктовые мухи определяют запах гнилых фруктов.
Гюнтер Циглер, лауреат премии Лейбница, рассказывал о математике через «осязание». «Меня интересует упаковка пространства одинаковыми фигурами. Здание – пудреница, здание – помада (как они «упакованы»). Понимание геометрической фигуры означает понимание пространства».
Жан-Мишель Бисмут, главный редактор одного из самых престижных математических журналов Inventiones Mathematicae, профессор Университета Южного Парижа (Paris-Sud 11), его главка посвящена слуху. Именно он говорит фразу, которая что-то может объяснить нам в природе математиков: «Занятия математикой дают чувство абсолютной внутренней свободы». Это их мир, и никакого другого не нужно...
А в финале лауреат Филдсовской премии Максим Концевич, гуляя по осеннему лесу, пытается рассказать о шестом чувстве — чувстве равновесия.
Рассказывает, а рассказать и не может: «Что-то я запутался». Для объяснения нужен его язык, язык математики. На другой это не переводимо.
«Вкус» достался французу, лауреату высшей математической премии - медали Филдса, - Седрику Виллани. Чего стоит одна его фраза: «Математика как салат, в котором осталось самое невкусное: яйца, носы, копыта, рыбий жир»…
«Зрение» досталось одиозному академику (математику-историку) Анатолию Фоменко. Фоменко известен тем, что занимается математической живописью. «Это – фото математического мира, помогающее для объяснения студентам сложных конструкций. Я проник в этот мир и изнутри его «фотографирую».
Про обоняние рассуждал Ади Ранган, молодой ассистент-профессор Института Куранта Нью-Йоркского университета. Он ищет формулу обоняния, пытаясь понять, как фруктовые мухи определяют запах гнилых фруктов.
Гюнтер Циглер, лауреат премии Лейбница, рассказывал о математике через «осязание». «Меня интересует упаковка пространства одинаковыми фигурами. Здание – пудреница, здание – помада (как они «упакованы»). Понимание геометрической фигуры означает понимание пространства».
Жан-Мишель Бисмут, главный редактор одного из самых престижных математических журналов Inventiones Mathematicae, профессор Университета Южного Парижа (Paris-Sud 11), его главка посвящена слуху. Именно он говорит фразу, которая что-то может объяснить нам в природе математиков: «Занятия математикой дают чувство абсолютной внутренней свободы». Это их мир, и никакого другого не нужно...
А в финале лауреат Филдсовской премии Максим Концевич, гуляя по осеннему лесу, пытается рассказать о шестом чувстве — чувстве равновесия.
Рассказывает, а рассказать и не может: «Что-то я запутался». Для объяснения нужен его язык, язык математики. На другой это не переводимо.