Glen писал(а):Вот трусы от Мадонны тоже не понимаю)))
Продажное искусство: вся правда о рынке живописи
В прошлом году одна из версий знаменитого “Крика” Эдварда Мунка ушла на аукционе за 120 (!) миллионов долларов. Но это не предел. На прошлой неделе картина Уорхола была продана за 105 миллионов долларов, а портрет Зигмунда Фрейда кисти Бэйкона ушел за 143 миллиона. Цены поражают воображение, и для непосвященных остается загадкой, откуда берутся такие цифры. Почему одни картины уходят за десятки тысяч, другие за миллионы, третьи — за сотни миллионов? Судьи-то кто? Сейчас мы представим вам 7 факторов ценообразования на рынке изобразительного искусства.
1. Имя
Имя автора — главный фактор ценообразования. Художник — это бренд, а бренды имеют свойство входить в моду и выходить из нее. Простой пример: 10 лет назад за картины Бэкона никто не платил больше 8,5 миллиона долларов. Немыслимые 143 миллиона, заплаченные за портрет Фрейда на прошлой неделе, показывают, как изменился вкус за каких-то десять лет. Еще 40 лет назад в цене были старые мастера, но сейчас в тренде гламур и актуальное искусство. За последние годы картины сюрреалистов и немецких экспрессионистов выросли в цене, так как был пересмотрен их вклад в мировую культуру. Ха, да если бы один вклад в культуру имел значение…
2.
Живи быстро, умри молодым
Следующий фактор — острые моменты биографии художника. Простой пример — Ван Гог. Какие ассоциации возникают при упоминании о нем? Что вспоминается? Не экспрессивная манера, не стиль, не вклад в мировую живопись, а… отрезанное ухо, безумие и депрессия. Это повышает эмоциональную ценность картин Ван Гога, умножая стоимость. Что еще повышает цену художника на рынке? Как в бульварном романе: любовные интрижки, алкоголизм, наркомания, безумие, сексуальные извращения, протестное поведение, тюремные сроки — все, что доктор прописал.
Умереть молодым — отличный способ построить карьеру, как считаете? Все топовые художники: Мунк, Бэкон, Уорхол, прожили яркие жизни, окружив их своеобразными мифами — потому их картины сейчас в цене.
3. Периоды творчества
Та же история с периодами творчества — романтические изыскания времен учебы в семинарии не так интересны, как картины, написанные в психбольнице. Поздний Ван Гог дороже раннего, Ренуар после 1870-го подскакивает в цене, а картины Пикассо, написанные в начале 1930-х, улетают за безумные деньги на любом аукционе.
4.
Узнаваемость
Очень важна узнаваемость. Человек, готовый выложить за картину сто миллионов, вряд ли спрячет ее в гараже. Холст будет висеть на видном месте, в гостиной или над обеденным столом, чтобы у гостя кусок в горле застрял от сознания могущества хозяина дома. Поэтому если покупается Монэ, то такой Монэ, которого не спутаешь ни с кем (например, Ренуарский собор). Наглядно иллюстрирует это знаменитый “Крик” Мунка, который сложно перепутать. Та же история с Бэконом или Уорхолом — известные, раскрученные художники покупаются с большей охотой.
5. Тренды в классике
Если говорить о классической живописи, то существуют особо популярные темы. Например, изображения красивых женщин продаются лучше портретов мрачных стариков. Солнечные пейзажи дороже пасмурных, штиль на море дороже шторма. Смерть на картине плохо сказывается на продажах. Едем дальше — симпатичные, обнаженные модели хорошо идут везде, кроме исламских стран, вес которых на рынке искусства ощущается все сильнее. Библейские сюжеты безнадежно устарели, и не интересуют уже никого. Но, если говорить про основные работы великих мастеров, то эти правила не действуют. В 2002 году Sotheby продал “Избиение младенцев” Рубенса за 76,8 миллиона долларов, нарушив тем самым все законы спроса. Но законов много — а Рубенс один.
6. Внешний вид и состояние
Очень важный фактор — состояние картины. Время проходит, холсты стареют, и это тоже определяет цену. Играет роль даже история полотна — если картина прошла через королевские дома Европы, ее цена сильно вырастет. Важны имена владельцев, названия салонов и галерей, где выставлялся холст. С другой стороны, имя рейхсфюрера Генриха Гиммлера в списке прежних владельцев пользы, как вы понимаете, не принесет. Даже если Гиммлер хорошо обращался с картиной, регулярно протирая ее от пыли.
7. Художественная ценность
Дело дошло до последнего, самого сложного фактора. Да, сейчас мы поговорим о живописи вместо маркетинга. Очень большое влияние на продажи имеет, конечно же, качество картины — то, насколько сильный эффект она вызывает. Эффект достигается цветовой гаммой, эмоциональной силой, художественной ценностью. Это самый честный фактор, как вы уже поняли: добротно написанная картина может быть куплена за 100 тысяч фунтов, но шедевр купят и за миллион. В этом отношении рынок искусства пока что честен. Относительно честен.